FOYDALI MANBALAR
Вилоятлар
Qisqacha ma'lumot
F.I.SH.:
Норқулова Наргиза Ташпулатовна
Kafedra va lavozimi:
Педагогика, психология ва таълим менежменти, Катта ўқитувчи
Tug'ilgan sanasi:
1980-12-01
Davlat mukofoti va yili:
Yoq, Yoq
Ilmiy unvoni va darajasi:
,
Tugatgan oliygohi, mutaxassiligi va yili: Ўзбекистон Миллий университети (магистратура), психология, 2003
Qisqacha ma'lumot:
Maqolalar:

МОТИВ АФФИЛИАЦИИ – КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА”

Норкулова Наргиза Ташпулатовна
старший научный сотрудник-исследователь
кафедры “Экономическая педагогика”, ТГЭУ
“МОТИВ АФФИЛИАЦИИ – КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА”
Анализируется состояние развития мотива аффилиации среди узбекской молодёжи, в частности, взаимосвязи аффилиации со здоровыми взаимоотношениями в семье. Опираясь на проведённое психологическое исследование и мнение зарубежных и отечественных исследователей, автор излагает всю важность развития данной мотивации среди молодёжи. Показана возможность формирование мотива аффилиации, определяющая дальнейшую коммуникативную успешность и профессиональную компетентность подрастающего поколения.
Ключевые слова и выражения: мотив аффилиации, стремление к принятию, страх отвержения, коммуникативная компетентность, статистический анализ, диагностика, реактивная тревожность, личностная тревожность.
The condition of development of motive of an affiliation among the Uzbek youth, in particular, interrelations of an affiliation with healthy relationship in a family is analyzed. Relying on the conducted psychological research and opinion of foreign and domestic researchers, the author states all importance of development of this motivation among youth. Opportunity formation of motive of the affiliation, defining further communicative success and professional competence of younger generation is shown.
       Keywords and expressions: motive of an affiliation, aspiration to acceptance, fear of rejection, communicative competence, the statistical analysis, diagnostics, jet uneasiness, personal uneasiness.
Мақолада Ўзбекистон ёшларида аффилиация мотивациясини ривожлантириш, жумладан аффилиациянинг оилавий муносабатлар доираси билан ўзаро алоқадорлиги таҳлил қилинади. Муаллиф томонидан олиб борилган психологик тадқиқот натижалари ўсиб келаётган ёш авлодни кейинги коммуникатив муваффақияти ва касбий компетентлигини белгилаб беришда аффилиация мотивини шакллантириш нечоғлик муҳим аҳамият касб этиши ёритилган.
Калитли сўзлар: аффилиация мотиви, қабул қилинишга интилиш, рад этилишдан қўрқиш, коммуникатив компетентлик, статистик таҳлил, диагностика, реактив ҳавотирланиш, шахсий ҳавотирланиш.

Жойлаштирди: Норқулова Наргиза Ташпулатовна
Кўриб чиқилди: 192

МОТИВ АФФИЛИАЦИИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА

МОТИВ АФФИЛИАЦИИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР
СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ УЗБЕКИСТАНА
Н.Т. Норкулова - старший научный сотрудник- исследователь кафедры «Экономическая педагогика» ТГЭУ
Статья посвящена анализу мотива аффилиации как фактора совершенствования эмоционально-доверительных отношений среди молодежи, и как составляющую основу становления коммуникативной компетентности специалистов, приведены результаты эмпирического исследования, направленного на изучения данного мотива.
Ключевые слова и выражения: мотивация, эмоционально-доверительные
отношения, мотив аффилиации, коммуникативная компетентность, успешное
общение.
Проблема. Анализ сложившихся в вузовской практике Узбекистана подходов к подготовке высококвалифицированных кадров свидетельствует о том, что в настоящее время всё ещё недостаточно сформированы механизмы, обеспечивающие сплоченность молодежной группы, становления между ними эмоционально-доверительных отношений, способствующих их дальнейшему росту и профессиональной компетенции. Число занятых в образовании психологов в Узбекистане за последнее десятилетие значительно увеличилось. Однако наличие в образовательном учреждении психолога не означает, что психологические проблемы на местах успешно решаются или, по крайней мере, предупреждаются некоторые негативные формы социального поведения как стремление к одиночеству, переоценка ценностей в пользу только своего «Я». По этой причине мы решили изучить природу социальной аффилиации как мотива, играющего важную роль в становлении активной гражданской позиции молодежи и формирования духовных, моральных качеств личности будущих специалистов.
Один из важнейших путей решение этой задачи - формирование образовательных и социальных мотивов в системе среднего, средне специального и высшего образования в Узбекистане. Надо отметить, что за последние годы произошёл ощутимый сдвиг активного развития прикладной психологии, которая значительно расширила сферу своего влияния. Перед современной высшей школой ставятся задачи обеспечения психологических основ обучения студентов с тем, чтобы у будущего специалиста развивались способности к самореализации, самосовершенствованию, которые позволят ему проявить себя достаточно подготовленным к возможным различным катаклизмам во всех сферах жизни. В выполнение этих задач важную роль играет степень удовлетворенности потребности в аффилиации (стремление к другим людям), и особенно такой ее составляющей как потребность в эмоционально-доверительном общении, выступающей стержнем активной учебной деятельности студентов.
В мировой практике на сегодняшний день имеется тенденция становления людей более отчуждёнными, одинокими, что приводит к деградации общества. Результаты ряда психологических исследований показали о наличии данной тенденции в различных культурах. Причинами такого негативного явления могут служить разные факторы, одним из которых является негативная сторона информационных технологий, в том числе и сети Интернета. И такая тенденция наблюдается в основном среди молодёжи, которая начинает утрачивать свои коммуникативные навыки и становится менее общительной, у них разрушаются познавательные и речевые способности.
Практикой доказана, что гуманистическая и коллективистическая ориентация социального поведения имеет много позитивного и соответствует нашему менталитету и культурно-национальным ценностям народа. Следует отметить, что по природе в каждой личности имеется потребность в аффилиации (от анг. to affiliate - присоединять, присоединяться). Ведь именно эта потребность помогает человеку успешно взаимодействовать с окружающими, входить эмоционально-доверительное общение, имеет значение не только для достижения более эффективных результатов деятельности коллектива и улучшения отношений между сверстниками, но важна она и для каждого участника процесса общения, т. к. посредством подобного общения человек имеет возможность узнать себя глубже, понять и в результате быть менее одиноким в нашем постоянно меняющемся мире. В свою очередь, это даёт возможность формированию коммуникативно-компетентной молодёжи в разных сферах деятельности. Ведь куда бы ни пошёл человек, он везде столкнётся с человеческим фактором и должен будет грамотно и эффективно взаимодействовать с людьми.
В кратком психологическом словаре Л. Карпенко даётся следующая трактовка данному мотиву: “Мотив аффилиации - стремление человека быть в обществе других людей, способствует прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса, а также характеристиками, сопровождающими аффилиативное взаимодействие (компоненты аффилиативного взаимодействия) являются легкость, доверие, понимание и эмоциональная притягательность. А блокировка мотива аффилиации вызывает чувство одиночества, отчуждённости, порождает фрустрацию” [3]. К вышесказанным словам приведём пример из психологических исследований, проведённых по изучению данного мотива. В исследовании McKeachie [4; 391-394] проведённых среди студентов колледжа, оценки студентов соотносились с их мотивационными показателями и характеристиками преподавателя. В эксперименте было доказано, что студенты с выраженной потребностью в аффилиации работали усерднее и получали более высокие оценки по тем предметам, преподаватели которых расценивались как доброжелательные и дружелюбные (проявляли личный интерес к студентам, называли их по имени и т.п.). По предметам же, преподаватели которых не проявляли подобных качеств, студенты с выраженной потребностью в аффилиации не имели таких высоких отметок. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что развитый мотив аффилиации среди учеников и учителей даёт колоссальный эффект успеваемости в процессе обучения. Так как лица с развитой потребностью в аффилиации быстрее осваивают социальные отношения, более восприимчивы к лицам, чем к другим объектам, и более склонны к общению, можно предположить, что они также стараются поддерживать хорошие контакты со всеми, прежде всего с родителями, учителями и сверстниками. Все они важны для установления близких, доверительных отношений, однако значимость каждой их характеристик изменяется при развитии и изменении межличностных отношений.
Российский ученый И. Кузнецова подчеркивая важность этого мотива в учебно-познавательном процессе, пишет: «Под мотивацией аффилиации понимается система целей, потребностей и мотивов (стремление к общению или избегание общения, стремление к познанию, потребность в самоутверждении, стремление к сотрудничеству, общение ради общения), которые побуждают студента вступать в познавательное общение в учебной деятельности [5; 48]. Мотивация аффилиации, входя в структуру мотивации учения, выполняет следующие функции:
- познавательную функцию (отражает приобретение студентами знаний в процессе обучения);
- эмоциональную функцию (отражает переживания студентом своих отношений с людьми);
- интегративную функцию (отражает обогащение мотивационной сферы студента).
Как писал в своём учебнике другой русский психолог Р.С. Немов: «Аффилиация понимается как мотив или потребность в установлении, сохранении и укреплении хороших взаимоотношений с людьми. Внешне этот мотив проявляется в стремлении человека к эмоционально положительному общению с людьми, к сотрудничеству с ними, в желании постоянно находится среди людей, поддерживать с ними связи и отношения. Внутренне (психологически) данный мотив выступает в виде чувства привязанности к людям, верности и остро переживаемом чувстве одиночества. Люди с развитым мотивом аффилиации проявляют повышенную социальную активность и инициативу в установлении контактов с людьми, в общении с ними, как в непосредственном (лицом к лицу), так и опосредствованном (с помощью разнообразных средств связи: телефона, почты, Интернета и т.д.). Они же являются активными участниками разного рода собраний, встреч, вечеров отдыха, клубов и т.д.» [6; 496-498].
Исследования, проведённые нами, показало, что сильно развитый у человека мотив аффилиации ведёт к предпочтению такого партнёра по общению, в котором развиты общительность, контактность и дружелюбие. Замечено, что люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения. Соответственно отношениями типа дружбы эти люди особенно дорожат.
По нашему мнению, именно по этим причинам особенно данный мотив важен даже при совместной работе школьного психолога и учителя. К сожалению, не так уж редки случаи, когда школьный психолог не знает не только в лицо, но даже по фамилиям учеников, которые с трудом переходят из одного класса в другой, а также их учителей. Почему ребёнок успевает по одному предмету, но при этом отстаёт по другому, что мешает ученику справляться с домашними заданиями - лень или серьёзные проблемы, в усвоении школьной программы, какому учебнику отдать предпочтение - эти и многие другие проблемы учитель по прежнему решает сам, хотя близкие, доверительные отношения между школьным психологом и учителем дали бы возможность совместному решению многих школьных проблем.
Исследование. Для изучения психологических особенностей проявления мотивации аффилиации мы провели серию исследований среди учащихся молодёжи столичных вузов и сравнили данные поведения мотивационного содержания с ценностно-ориентационными показателями. В ходе предварительного исследования основным методом послужила методика (тест) А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, которая была предназначена для диагностики двух обобщённых устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО. [7; 368-340]. Как известно, если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряжённости, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.
В нашей стране в силу наших этнических, этнопсихологических, ментальных и традиционных особенностей масштаб данной проблемы невелик. Вместе с тем, экспериментальные исследования, проведённые нами по изучению развития уровня мотива аффилиации среди студентов показывает, что данная проблема существует и среди нашей молодёжи. В целях решения данной задачи, необходимо разработать диагностический аппарат по изучению мотива аффилиации среди студентов и модель ряда психологических тренингов, направленных на формирование мотива аффилиации среди студентов. Так как, наша страна находится на пути развития гражданского общества, формирование и развитие мотива аффилиации среди молодёжи даст возможность формирования коммуникативно-компетентных специалистов в своей сфере. Формирование у студентов принципов общения, в частности, эмоционально-доверительного общения, имеет значение не только для достижения более эффективных результатов деятельности коллектива и улучшения отношений между сотрудниками, но важна для каждого, кто имеет в будущем дело с людьми, а это обязательно для каждого специалиста.
Исследование, проведенное среди 443 студентов Ташкентского государственного экономического университета показало, что 45 процентов респондентов проявили высокую степень аффилиации, выражающую в том, чтобы воспринимать ближайшего партнера таким, каким он есть – естественно, в общении вести себя подобающим образом. Среди них больше девушек, именно они без лишних амбиций и требовательности общаются с подругами и однокурсниками (рис.1).
По результатам исследования у 13% студентов мы обнаружили все-таки внутренний дискомфорт, напряжение, что на наш взгляд является следствием боязни быть отвергнутым в группе, последнее как раз таки мешает удовлетворению потребности быть с людьми и быть принятым ими. Нас интересовала гендерная специфика вопроса, что отражено в нижележащей таблице. В исследовании принимали участие только студенты-бакалавры.
Если обратить внимание на гендерную особенность данных, то получается, что у парней больше выражено стремление к аффилиации, чем у студенток, у которых более выраженным оказывается мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует отметить, что и степень равенства более высоком уровне проявляется у последних (таб.1).
1-таблица
Результаты, полученные у студентов-бакалавров по методике «Мотивация аффилиации» ( в процентах)
Объект шкала СП шкала СО Степень выс.равенст. СП и СО Степень низ.равенс. СП и СО
Парни (n-92) 49.0 40.3 10.6 0
девушки (n-44) 38,7 50.0 11.4 0
среднее (n-136) 45.8 43.4 11,1 0

Жойлаштирди: Норқулова Наргиза Ташпулатовна
Кўриб чиқилди: 193

Практическая реализация духовно-нравственного развития в образовательном процессе путём формирования мотива аффилиации среди студентов

Уважаемые организаторы Международной конференции!
Пишу и отправляю вам статью из солнечного Узбекистана. Прошу вас ознакомиться и если будет возможным включить её сборник статей. Для меня большая честь сотрудничать с вами. Если на ваш взгляд статья нуждается в доработке я готова устранить их в ближайшее время и оплатить расходы. Заранее благодарю вас за содействие и искренне надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество. С уважением Норкулова Наргиза!
Практическая реализация духовно-нравственного развития в образовательном процессе путём формирования мотива аффилиации среди студентов
Норкулова Наргиза Ташпулатовна - старший научный сотрудник- исследователь (г. Ташкент, Узбекистан)
В статье обоснована необходимость развития мотива мотивации, как одного из факторов формирования морального облика, духовных ценностей молодёжи. Представлены эмпирические данные по изучению и измерению мотива аффилиации среди молодёжных групп. Даны практические рекомендации по возможности формирования мотива аффилиации, определяющую дальнейшую коммуникативную успешность и профессиональную компетентность студенчнской молодёжи.
Ключевые слова и выражения: мотив аффилиации, стремление к принятию, страх отвержения, коммуникативная компетентность, духовный облик, социальные ценности.
Practical realization of spiritual and moral development in educational process by formation of motive of an affiliation among students
Norkulova Nargiza Tashpulatovna - the senior scientific employee - the researcher (Tashkent, Uzbekistan)
In article need of development of motive of motivation, as one of factors of formation of moral shape, cultural wealth of youth is proved. Empirical data on studying and measurement of motive of an affiliation among youth groups. Practical recommendations whenever possible formations of motive of the affiliation, defining further communicative success and professional competence of studenchnsky youth are made.
         Keywords and expressions: motive of an affiliation, aspiration to acceptance, fear of rejection, communicative competence, moral shape, social values.
Актуальность вопроса духовно-нравственного развития подрастающего поколения обусловлена широкой распространённостью некоторых негативных форм социального поведения как стремление к одиночеству, переоценка ценностей в пользу только своего «Я», состоянием эмоциональной дезадаптации в молодёжной среде, ростом числа суицидов и тд. По этой причине мы решили изучить природу социальной аффилиации как мотива, играющего важную роль в становлении активной гражданской позиции молодёжи и формирования духовных, моральных качеств личности будущих специалистов.
Следует отметить, что по природе в каждой личности имеется потребность в аффилиации (от анг. to affiliate - присоединять, присоединяться). В новейшем психологическом словаре В. Шапаря даётся следующая трактовка данной мотивации: “Мотив аффилиации - стремление человека быть в обществе других людей, способствует прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса» [8].
Значительное количество исследований свидетельствует о положительном эффекте мотива аффилиации - повышении эффективности учёбы, труда, росте успеваемости, в межличностных взаимоотношениях, появлении психологического комфорта. К примеру, роль потребности в эмоционально- доверительных контактах в структуре мотива аффилиации изучалась в работах Я. Мазуркевича, Е. Мелибруды, К. Обуховского[5], И. Кузнецовой[3], Buunk B.[9], а также, в исследованиях Н. Твороговой[3;с.76], которая изучала роль мотива аффилиации в повышении эффективности в учёбе и труде.
Ведь именно эта потребность, как указывают авторы, помогает человеку успешно взаимодействовать с окружающими, входить в эмоционально-доверительное общение, т. к. посредством подобного общения человек имеет возможность узнать себя глубже, понять и в результате быть менее одиноким в нашем постоянно меняющемся мире[3],[7],[9],[4].
Важно отметить, что мотива аффилации особое зачение имеет именно в формировании духовно-нарвственного мира подрастающего поколения, которая выступает как регулятор социального поведения личности. По нашему мнению “духовно-нравственный облик” являясь ядерной составляющей социального облика личности, как социальные особенности, свойства, эмоции проявляються в первую очередь в отношениях человека к человеку, человека к внешнему миру, обществу, социальному режиму в котором он живёт, также ко всем правовым дисциплинарным требованиям, нормам, принципам и национальным, общечеловеческим ценностям. Также духовно-нравственный облик явно прослеживается в отношении (чувсто ответственности) личности к своему народу, нации, социуму, коллективу, семье, Родине, в быту, в образе жизни, активной гражданской позиции и тд. На наш взгляд это как бы устойчивая диалектическая связь между сознанием и деятельностью личности, основными компонентами которых являются: идейность, информированность, трудолюбие, доброжелательность, честность, человечность, справедливость, коллективизм и тд. Социально-психологическое изучение последнего предпологает выяснение способов функционирования, тенденций развития и форм проявления мотива аффилиации в молодёжных группах. Так как именно данный мотив является основным диапазоном составляющих качеств духовно-нравственного облика личности.
В своей статье мы хотели показать насколько важное значение имеет развитие данной мотивации для сплочённости молодёжных групп. Для этого мы решили предоставить эмпирические данные по измерению мотива аффилиации среди молодёжи и насколько он влияет на формирование морального облика молодёжи.
В качестве объекта исследования респондентами выступили будущие студенты экономисты, в общем количестве 285 человек, из которых 73 девушек, 212 парней в возрасте от 18 до 32 лет. Средний возраст исследуемой аудитории составил 21 год.
В ходе исследования использовались методика СПО (Социально Психологический Опросник) по выявлению факторов, влияющих на аффилиативное поведение личности и тест А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Последняя методика была предназначена для диагностики двух обобщённых устойчивых мотиваторов - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО [2; 373-375].
По результатам методики А. Меграбяна - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО) на 1-таблице можно видеть, что мотивация СО более ярко выражена у студентов вышедших из сёл (р<0,004), по сравнению со значением СП. Это можно объяснить тем, что новая среда, обстановка, в которую попадают студенты приехавшие из села в город учиться может способствовать таким показателем. Но также хотелось отметить, что мотив СП у студентов, приехавших из сёл, выше, нежели у городских студентов. Это мы можем связывать со стремлением студентов к самоутверждению, самореализации.
Таблица 1
Сравнительный анализ данных по измерению мотива аффилиации среди студентов выходцев из города и сельской местности (по критерию U Манн-Уитни)
Показатели Средние ранги U Р
Город
(N=157) Село
(N=115)
Стремление к принятию 132,7 141,6 8437 0,355
Страх отвержения 122,9 150,4 6965,5 0,004

Также, нами были использованы методика Е.В. Залюбовской “Исследование восприятие индивидумом группы” [2; 407-409] и методика “Диагностика социальных ценностей личности” [1],[6],.
По результатам показательных данных, молодёжь, ценящая и стремящася к финансовым ценностям не ориентирована на коллективистическую направленность, окружающие их люди для них менее важны, чем их финансовое благополучие. Работа сообща, совместно выполненная работа для них чужда. Но вместе с этим, чем выше семейные ценности в обществе, тем выше коллективистическая направленность молодёжи. Также молодёжь, ценящая социальные ценности, не будет ориентирована на индивидуалистическую направленность, этому мы нашли подтверждения в своих исследованиях(табл.2).
Таблица 2
Коэффициент между показателями методик восприятия индивидумом группы и диагностики социальных ценностей личности (по критерию Спирмана)
  Индивидуалистическая направленность Коллективистическая направленность Прагматическая направленность
профессиональные 0,098 0,017 -0,182
финансовые 0,262** -0,254** -0,034
семейные -0,186 0,219* -0,106
социальные -0,27 0** 0,154 0,066
коллективные -0,178 0,174 -0,017
моральные -0,032 0,067 -0,063
физические -0,182 0,046 0,074
интеллектуальные -0,037 0,115 -0,084
Комментарий: * - p<0,05; ** - p<0,01.
Поскольку мотив аффилиации прямым образом связан с тесными взаимоотношениями группы, нами были взаимосвязаны вопросы из СПО, в частности, “Среди друзей мне ценнее всего...”. Нами было зафиксировано количество детей в семье данного респондента. Из 3-таблицы можно увидеть, что респонденты, воспитанные в многодетных семьях, более ценят взаимоотношения с однокурсниками. Исходя из данных таких показателей напрашивается вывод: многодетные семьи служат фундаментом коллективистической направленности, социальной активности личности в обществе.
Таблица 3
Статистический анализ взаимосвязи вопроса “С кем вы в основном проводите своё свободное время?” и методики измерения социальных ценностей (по критерию Крускал Уоллиса)
Показатели Средние ранги Хи-квадрат Р
«однокурс-ники» (N=18) «одноклассники и друзья со двора» (N=22) «с любимой» (N=4) «с семьёй» (N=52) другие (N=14)
Профессиональные 61,81 45,48 72,13 56,01 56,50 4,04 0,401
Финансовые 60,89 60,45 67,13 51,54 52,18 2,60 0,628
Семейные 59,56 48,34 48,25 55,78 62,57 3,15 0,533
Социальные 63,11 47,50 54,13 53,12 67,54 4,75 0,313
Коллективные 65,69 44,86 32,38 56,71 61,21 6,96 0,138
Моральные 56,69 46,93 30,00 62,06 50,36 6,76 0,149
Физические 67,67 58,75 62,50 50,78 50,29 4,57 0,334
Интеллектуальные 59,36 37,43 46,00 61,72 58,54 9,90 0,042

Жойлаштирди: Норқулова Наргиза Ташпулатовна
Кўриб чиқилди: 212
Metodik materiyallar:

Психогеометрик тест

Жойлаштирди: Норқулова Наргиза Ташпулатовна
Кўриб чиқилди: 133
Video darsliklar:

психология

Норқулова Наргиза Ташпулатовна
110