FOYDALI MANBALAR
Вилоятлар
Qisqacha ma'lumot
F.I.SH.:
Орипов Исобек Обиджонович
Kafedra va lavozimi:
Тил ва адабиёт таълими, Катта ўқитувчи
Tug'ilgan sanasi:
1958-03-12
Davlat mukofoti va yili:
Yoq, Yoq
Ilmiy unvoni va darajasi:
,
Tugatgan oliygohi, mutaxassiligi va yili: Андижон давлат тиллар педагогика институти, Рус тили ва адабиёти ўқитувчиси, 1984
Qisqacha ma'lumot:
Maqolalar:

Работа методических объединений учителей в современных условиях.

Орипов Исобек Обиджонович- старший преподаватель Ферганского ОИППКРНО, Отличник народного образования Республики Узбекистан.

Жойлаштирди: Орипов Исобек Обиджонович
Кўриб чиқилди: 184
Metodik materiyallar:

Методические рекомендации Молодому учителю

 

Методические рекомендации

Молодому учителю

Сведения о себе

- Фамилия, имя, отчество

- Школа

-Образование (когда и какое учебное заведение Вы окончили?)

- Преподаваемые предметы

- Педагогический стаж

- Ведете ли Вы факультатив (какой?), кружок (какой?)

-Кто Ваш наставник?

 

Диагностическая карта затруднений

(отметьте любым знаком)

  1. В чем Вы испытываете затруднения при проведении анализа педагогической деятельности:

            - самоанализ урока;

- всей своей педагогической деятельности;

- анализ деятельности своих коллег;

- анализ качества знаний, умений и навыков учащихся

 

  1.   В чем Вы испытываете затруднения при планировании своей деятельности:

- знания теоретических основ курса;

- знания требований программы;

- знания содержания и качества школьных учебников;

- умение составить тематическое планирование;

- умение выделять трудности, которые могут испытать учащиеся при усвоении конкретной темы;

- недостаточность знания основ­ных методов преподавания, умения выбрать их в соответствии с целями урока.

 

Отметьте знаком "+", какими направлениями учебной деятельности вы владеете и отметьте знаком  «-» в чем Вы испытываете затруднения.

 

Направление учебной деятельности

Могу поделиться  опытом

Испытываю   затруднения

Активизация познавательной деятельности учащихся

 

 

 

Использование инновационных методик обучения (проектирование, блочная система обучения, использование опорных сигналов, и т.п)

 

 

Использование различных организационных форм учения : семинар, зачет . консультация, практикум, деловые игры и т.п.

 

 

Применение лекционно-семинарской системы в старших классах

 

 

 

Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными

 

 

Организация самостоятельной работы на уроке

 

 

 

Организация систематического контроля и учета знаний учащихся

 

 

 

Организация внеклассной  работы по предмету

 

 

 

Осуществление межпредметных связей

 

 

 

 

Памятка молодому учителю

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: " Кто не выполнил домашнее задание?" Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым ученикам поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

 

 

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

  1. Прочитайте раздел программы, который надо изучать на уроке.
    2.Изучите материал этого раздела.
    3.Проанализируйте учебный материал.
    4.Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопросы, чего бы вы хотели достичь в результате урока.
    5.Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач урока.
    6.Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
    7.Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
    8. Продумайте структуру урока, его ход.
    9. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
    10. Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.
    11. Проверьте себя:
  • какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно- следственные связи должны быть усвоены на уроке;
  • какое умение формируется на данном уроке;
  • какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
  • какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

Памятка молодому учителю

при анализе своего урока

Приучите себя к самоанализу урока. Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

• работа с книгой;

•использование справочников и словарей;

•развитие устной и письменной речи учащихся;

•самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
   • самостоятельная работа;

2.Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой?

Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

• не преобладали ли фронтальные опросы?
  • как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
• включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
• каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?

Оформление календарно-тематического планирования учителя-предметника

1.1. Календарно – тематический план учителя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности.

1.2. Календарно – тематический план составляется каждым учителем в начале учебного года на основе программы по предмету. Отличие от содержания программы допускается не более чем на 20% (изменения необходимо указать в плане и обосновать).

1.3. Календарно – тематический план должен быть рассмотрен на первом заседании ШМО, что необходимо отразить в протоколе, согласован с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утвержден директором школы.

1.4. Календарно -тематическое планирование сдается в двух экземплярах заместителю директора по учебно-воспитательной работе не позднее 10 сентября.

2. Оформление календарно-тематического плана.

2.1. Структура календарно-тематического планирования учителя-предметника:

· Титульный лист.

· Пояснительную записку.

· Собственно тематическое планирование учебного предмета.

2.2. Требования к оформлению титульного листа.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

1. Наименование образовательного учреждения

2. КТП по _______ (название предмета) для ____ класса

3. Ф. И. О. учителя – составителя КТП

4. год составления

5. «Рассмотрен на заседании ШМО учителей………………. протокол №……от…….200__ г.»

6. «Согласовано: зам. директора по учебной работе».

7. «Утверждён: директор школы».

8. Программа (название и выходные данные)

9. Учебники и методические пособия (название, авторы-составители, выходные данные)

2.3. Требования к оформлению пояснительной записки.

1. Программа.

2. Количество часов в год, в неделю.

3. Количество контрольных работ (по видам).

4. Количество административных контрольных работ.

5. Учебник.

6. Дополнительная литература.

7. Корректировка тем с объяснением причин, в том случае, если она проводилась. Сведения, перечисленные в п.2.3., могут быть изложены на титульном листе.

2.4. Требования к оформлению собственно календарно-тематического плана. Календарно-тематический план учителя должен содержать следующие графы:

1. № урока по порядку.

2. Количество часов.

3.Тема

4. Дата по плану.

5. Дата по факту.

6. Интегрированный компонент

7. Примечание.

Календарно-тематический план учителя может содержать следующие разделы:

1. Цели и задачи урока.

2. ЗУН.

3. Оснащение урока.

4. Домашнее задание

5. Повторение и др.

Работа над темами по самообразованию

1.1 Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

1.2. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.

II. Цель и задачи.

2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

2.2. Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

4) развитие в школе инновационных процессов.

III. Порядок работы над темой самообразования.

3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:

1) методической темы школы;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов.

3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.

3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

- выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;

- теоретический, методический и практический семинар;

- практикум;

- тренинг;

- мастер-класс;

- открытый урок.

3.5. Заместитель директора по УВР (НМР) ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает обходимую методическую помощь.

3.6. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

- доклада,

- реферата,

- статьи в журнале,

- программы,

- дидактического материала,

- методического пособия,

- научно-методической разработки. Весь наработанный материал сдается в ОУ и является доступным для использования другими педагогами.

3.7. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован учителям школы к распространению на различных уровнях.

Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа

1. Обоснование выбора темы.

2. Цель и задачи работы над темой, сроки.

3. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.

4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.

5. Какой предполагается результат и форма его представления. Чаще всего на 2-ом году работы по сути отчет предоставляет собой план работы над темой. Отслеживает работу над темой председатель ШМО или заместитель директора по УВР.

Заполнение, ведение и проверка дневников

 1. Дневник является документом ученика, и ведение его обязательно для каждого учащегося школы со второго по одиннадцатый классы.

2. Дневник рассчитан на один учебный год.

3. Ученик в начале учебного года заполняет лицевую сторону обложки, записывает названия предметов, фамилии, имена, отчества преподавателей, расписание уроков, кружков, факультативных занятий, консультаций, названия месяца и числа.

4. Ученик ведет записи аккуратно, только синей пастой. Посторонние записи и рисунки не допустимы.

5. Ученик ежедневно записывает домашние задания и задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы; в период школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных мероприятий.

6. В случае, когда ученик пропускает занятия в школе, он отмечает это в дневнике и указывает причину пропуска.

7. Ученик предъявляет дневник по требованию учителей–предметников и классного руководителя.

8. Классный руководитель в начале учебного года предоставляет ученику сведения, необходимые для заполнения основных разделов дневника: расписание занятий, фамилии, имена и отчества учителей, ведущих предметы; выставляет текущие, четвертные и итоговые отметки.

9. Классный руководитель в конце каждой недели выставляет оценки за поведение ученика и ведение дневника.

10. Классный руководитель еженедельно осуществляет контроль ведения дневника.

11. «Замечания по ведению дневника» заполняются классным руководителем.

12. Учитель-предметник обязан систематически выставлять отметки за урок в дневник.

13. По письменным работам оценки проставляются в графы того дня, когда проводилась письменная работа.

14. Итоговые оценки за каждую четверть (2-9 классы) и каждое учебное полугодие (10-11 классы) выставляются классным руководителем на классном часе в конце четверти (полугодия), классный руководитель расписывается за проставленные оценки, после ознакомления с этими отметками родители учащегося расписываются в своей графе.

15. В случае опоздания ученика на урок, учитель-предметник делает отметку об опоздании в дневнике учащегося.

16. Родители еженедельно просматривают дневник ученика и расписываются в специально отведенной графе.

17.Администрация школы осуществляет систематический контроль состояния ведения дневников учащихся 2-11-х классов

Заполнение и ведение классного журнала

1.1. Классный журнал учебных занятий (далее – журнал) общеобразовательного учреждения (далее – ОУ) является основным документом учета учебной работы класса. В нем фиксируются текущие, четвертные, годовые и итоговые отметки, посещаемость учебных занятий (уроков) обучающимися.

1.2. Журнал оформляется для каждого класса на учебный год. Аккуратное и своевременное ведение записей в журнале является обязательным для каждого учителя. Учитель обязан соблюдать закрепленные настоящим Положением правила ведения журнала.

1.3. Все записи в журнале должны вестись четко, аккуратно и только синими (фиолетовыми) пастами шариковых ручек. В журнале недопустимы исправления, зачеркивания, заклеивания страниц, небрежное ведение записей.

1.4. Запрещается проставлять в журнале какие-либо обозначения, кроме установленных и делать записи карандашом. Исправления в журнале допускаются путем аккуратного зачеркивания, и рядом написания правильной записи. Не допускается забеливания корректором ошибочной записи. Внизу на странице, на которой допущена ошибка, делается сноска следующего содержания: «Исправление оценки «3» (удовлетворительно) на «4» (хорошо)  у Ивановой Светланы считать верным».  Подписывает директор ОУ. Подпись директора заверяется печатью ОУ.

1.5. Контроль правильности ведения записей в журналах (объективности выставления отметок, выполнением теоретической и практической частей программ , индивидуальной работой с учащимися) осуществляет директор, заместитель директора в соответствии с планом внутришкольного контроля.

1.6. Должностное лицо, осуществляющее контроль правильности ведения журналов, завершив проверку журнала, записывает замечания и рекомендации, указывает сроки устранения недостатков, ставя свою подпись и дату на специально отведенной для этих целей странице в конце журнала. В указанный срок должностное лицо осуществляет повторную проверку выполнения рекомендаций.

1.7. Невыполнение Положения по ведению журнала может быть основанием для директора ОУ наложения дисциплинарного взыскания на учителя и лицо, ответственное за осуществление контроля его ведения.


2. Требования к оформлению журнала

2.1.Классный журнал является государственным документом, фиксирующим и регламентирующим этапы и уровень фактического усвоения учебных программ. Аккуратное, точное и своевременное ведение его обязательно для каждого учителя и классного руководителя.

2.2.При заполнении классного журнала необходимо помнить, что он является, в первую очередь, финансовым документом. От того, как будет оформлен журнал, зависит объективная оценка труда учителя и классного руководителя. В классный журнал ежедневно записываются данные учителем часы по факту их проведения. Недопустимо производить запись уроков заранее.

2.3.Списки обучающихся (фамилия и имя, либо инициал имени) заполняются на страницах журнала классным руководителем в алфавитном порядке. Кроме списков на левой стороне развёрнутого листа журнала записываются названия предмета (с маленькой буквы) в соответствии с названием учебного предмета в программе и учебном плане, а на правой стороне листа Ф.И.О. (полностью) учителя, ведущего данный учебный предмет.

2.4.За все нарушения, допущенные в классном журнале, отвечает классный руководитель. Все изменения в списочном составе обучающихся в журнале (выбытие, прибытие и т. п.) может фиксировать только классный руководитель после приказа по школе. Дата и номер приказа вносятся чернилами также в журнал на ту строку порядкового номер, где зафиксирована фамилия обучающегося.

2.5.В конце каждой четверти и года классный руководитель сдаёт журнал на проверку администратору только после того, как учителя предметники уже отчитались перед заместителем директора по итогам четверти и года.

2.6.Необходимо помнить, что в классном журнале подлежит фиксации только то количество уроков, которое соответствует учебному плану и соответственно подлежит оплате. Уроков (учебных курсов), которые не соответствуют учебному плану и не подлежат финансированию в классном журнале быть НЕ ДОЛЖНО.

2.7.На той странице журнала, на которой проводится оценивание, никаких лишних знаков не должно быть. Также не допускается никаких пометок карандашом, другим цветом (кроме синего) учителем в классном журнале.

2.8.Дату проведение урока в правой части развёрнутого листа журнала надлежит фиксировать только арабскими цифрами: 31.01, 05.02, 17.05. Даты, поставленные на развороте слева (столбец), должны строго соответствовать датам, поставленным справа (строка).

2.9.При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и названия темы каждого урока отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены, запись темы на нескольких строках запрещена.

2.10.В сводной ведомости о количестве уроков, пропущенных учащимися, ставиться только количество уроков.

2.11.Не допускается сокращение темы урока, вся запись делается полностью, тема урока не подчеркивается.

2.12.Учитель обязан на каждом уроке отмечать отсутствующих обучающихся и своевременно выставлять оценки за все проверочные, зачётные работы, проводимые в классе.

2.13.В конце каждой четверти справа на развёрнутом листе классного журнала в строке, соответствующей четвертной оценке, подводится итог количества уроков по плану и фактически данных за этот период.

2.14.Запрещается чертить в журнале дополнительные линии ручкой или карандашом.

2.15.Итоговые оценки (четвертные, годовые) должны быть объективными и обоснованными у ученика должно быть не менее трёх оценок (если недельная нагрузка по предмету – 2 часа и …) среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется по фактическому уровню знаний на конец четверти и полугодия, по физической культуре нет оценки «освобождён», ставится н/а по болезни.

2.16.Не рекомендуется спрашивать ученика, пропустившего три и более уроков, в первый день присутствия на занятиях, тем более выставлять неудовлетворительную оценку.

2.17.При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.

2.18.В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера упражнений, творческое задание и его характер, индивидуальные задания. Данная графа заполняется всеми учителями-предметниками.

2.19.Классный руководитель записывает в классном журнале фамилии и имена (полностью) обучающихся в алфавитном порядке, заполняет общие сведения об учащихся с использованием данных из личных дел, на страницах в конце журнала отмечается количество уроков, пропущенных обучающимися в течение учебного дня, четверти, года, а также общее число за четверть и учебный год.

2.20.«Листок здоровья» заполняется медицинским работником образовательного учреждения. В «листок здоровья» сведения заносятся из медицинских карт обучающихся. Все рекомендации, данные в «листке здоровья», должны в обязательном порядке учитываться всеми участниками образовательного процесса на всех уроках и внеклассных мероприятиях в том числе: физической культуре, при посадке детей в классе, при проведении профилактических прививок, во время дежурства детей по классу, при подборе комнатных растений в кабинете, при использовании различных химических веществ, препаратов бытовой химии на уроках и во время уборок помещения, в которых находятся дети.

2.21.Все записи в классном журнале должны вестись чётко, аккуратно, чернилами одного цвета (синий, фиолетовый). Если при работе в журнале допущена ошибка, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы делается следующая запись: Петрова К. – оценка за I полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать). Иванов П. – оценка 5 – 5(отлично) (подпись, печать). Недопустимо при исправлении в классном журнале использование корректирующей жидкости или других закрашивающих средств.

2.22.Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.
3. Действия классного руководителя при пропаже журнала

3.1. При обнаружении пропажи журнала классный руководитель немедленно должен сообщить об исчезновении заместителю директора по УВР.

3.2. Классный руководитель проводит расследование по факту пропажи журнала, о чем составляется соответствующий акт, собираются объяснительные от всех учителей, работающих в данном классе.

3.3. По истечении 1-2 дней со дня пропажи журнала классный руководитель сообщает зам. директору о своих действиях и их результатах, что фиксируется в приказе по школе.
4. Порядок освещения факта утраты (полной или частичной) в документации

4.1. В случае частичной порчи журнала составляется акт обследования степени утраты конкретных сведений в документе и выносится решение по данному факту.

4.2. В случае невосполнимости сведений найденного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания данного журнала и принимает решение о перенесении сохранившихся сведений в новый журнал установленного образца, утраченные сведения восстанавливаются по практическим, контрольным работам и другим, имеющимся в распоряжении учителя документам.

4.3. В случае полной утраты журнала отметки подлежат восстановлению по имеющимся в распоряжении учителей документам.

 

Материал подготовил на основе нормативных документов И. О. Орипов - старший преподаватель кафедры «Преподавание языка и литературы» Ферганского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования

 

Жойлаштирди: Орипов Исобек Обиджонович
Кўриб чиқилди: 70

А.С.Пушкин

Жойлаштирди: Орипов Исобек Обиджонович
Кўриб чиқилди: 43

Сказка о глаголах совершенного и несовершенного вида

                                Сказка о глаголах совершенного и несовершенного вида

   Вы прекрасно знаете всё о глаголах! А тем, кто забыл, можно напомнить, что это жители огромной волшебной страны Морфология, где живут различные части речи. Так вот глаголы отличаются от других сограждан тем, что находятся в постоянном движении.

         На двух параллельных улицах одного небольшого городка, заселенного глаголами, живут две  дружные семьи. Так вот  эти две семьи - самые активные глаголы. Они постоянно разъезжают по странам, участвуют во всевозможных конференциях, борются  за мир во всем мире, не останавливаясь ни на минуту!

      Однако различие между этими семьями все-таки есть. Одна семья, очень любит браться за серьезные дела и доводить их до конца. Это семья не любит повторяться и многократно совершать одно и то же действие. Всем к кому  она  приходит на помощь, тут же задается конкретный вопрос: Что нам сделать? Как и чем помочь? И действие совершается  только раз. И поэтому имеет  два времени: прошедшее и будущее. Все люди, которым помогает  эта семья, говорят  об их добрых делах только в прошедшем времени, потому что они уже совершены или в будущем времени, так как не сомневаются, что  семейство заботливых глаголов всегда придет на помощь.

    А вот другая семья, которая также бросается на помощь людям, не доводит своих действий до конца, эти действия все время в процессе и не имеют завершенности.  Об их помощи окружающие говорят в настоящем времени, вспоминают в прошедшем, и надеются на решение проблемы в будущем. И, не сумев окончательно довести до конца начатое дело во всех трех временах, семья, как обычно, отчаянно восклицает: «Ну что же нам делать?»

    Наблюдали-наблюдали за дружными семьями соседи-глаголы и решили: что семья, умеющая сразу решить любую проблему с первого раза, имеет совершенный вид. А вот другая, делающая попытки в настоящем времени, о которых горестно вспоминают окружающие в прошедшем  и очень надеются на эти действия в будущем времени, имеет далеко не совершенный вид.

           Так глаголы получили вид: совершенный и несовершенный.

И. Орипов- ст. преподаватель ФОИППКРНО.

Жойлаштирди: Орипов Исобек Обиджонович
Кўриб чиқилди: 72

«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»

Министерство народного образования Республики Узбекистан

Ферганский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования

Кафедра «Преподавание языков и литературы»

 

«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»

(Методическое пособие для учителей русского языка школ с национальными языками обучения)

Составитель: И.О.Орипов- старший преподаватель кафедры «Преподавание языков и литературы» ФОИППКРНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Фергана – 2016

Данное методическое пособие предназначено для учителей русского языка и литературы школ с национальными языками обучения. В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Достаточно разработанная методика в умелых руках учителя может стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такая методика является активным началом в классе, поможет словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же методы в слабом классе и у недостаточно опытного учителя могут стать причиной скуки учащихся, а от скуки они станут пошаливать или заниматься другими делами. В данном пособие учителя находят для себя полезные советы по качественному решению методических проблем при организации и проведения уроков русского языка в национальной школе.

 

 

 

 

 

 

Составитель: И.О.Орипов- старший преподаватель кафедры «Преподавание языков и литературы» ФОИППКРНО

Рецензенты: Ахмедов А.А.- преподаватель кафедры «Преподавание языков и литературы» ФОИППКРНО.

Касымов А.Р.- старший преподаватель кафедры «Русский язык и литература» ФГУ.

 

 

 

Обсуждено на заседании кафедры от_________2016г. Протокол №____ и рекомендовано к утверждению на Научном Совете ФОИППКРНО

Утверждено постановлением Научного   Советаинститута от ___ 2016 года. Протокол №___

«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»                                 

I. Введение

         В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.

         Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

          В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.

         Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.

          Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.

          Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия.

 

 II. Основная часть. Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся с разными способностями.

 

1. Дифференцированное обучение школьников.

Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

          Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

           Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

-по образовательным целям;

-по уровням выполнения заданий;

-по времени обучения, времени выполнения заданий;

-по содержанию обучения;

-по последовательности учебного материала;

-по структуре учебного материала;

-по подходам к обучению;

-по видам учебной деятельности;

-по способам применения заданий;

-по оценке деятельности.

          Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее относительно однородные группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.

          Более подробно мне бы хотелось остановиться на внутриклассной дифференциации.

 Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся, например, класс, подобранной по случайным признакам.

           Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

          Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.

          Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Однако теперь стало необходимым применять в работе внутреннюю уровневую дифференциацию.

           Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком.

 

Базовый уровень - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса.

 

Продвинутый уровень - некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.

 

Высокий уровень - дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.

В зависимости от вида и формы дифференциации, учащихся класса разбивают на группы:

-по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;

-по наличию базовой подготовки (фактические знания, умения, успеваемость);

-по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида деятельности.

При этом во всех формах дифференциация осуществляется в виде:

-детерминированного обучения, при котором учитель, изучив особенности учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к каждому или некоторым из учащихся;

-демократического обучения, при котором учащемуся предоставляется частичный выбор содержания, форм, методов, уровня обучения в рамках обязательного обучения;

-открытого (гуманистического) обучения, при котором учащийся становится субъектом управления своей собственной деятельности. Он может выбирать уровень, предмет, форму, темп обучения вплоть до самостоятельного обучения при индивидуальной программе.

 

2. Технология дифференцированного обучения.

          Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающая определенную часть учебного процесса. В своей деятельности необходимо учитывать признаки технологии дифференцированного обучения:

1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.

2. Наличие совокупности методов и приемов.

3. Проектирование и организация.

4. Наличие комфортных условий.

 

       Технология дифференцированного обучения – это процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной деятельности школьников:

1.Отношение ученика и класса к учебе.

2.Направленность познавательного процесса.

4.Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся.

 5.Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся.

6.Эффективность применяемых средств и стимулов учебной деятельности.

Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить диагностику учебных способностей учащихся.

Дифференцированное обучение помогает сделать образовательный процесс более эффективным, потому что исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей; у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным; отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации.

Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.

 

 

3. Организация самостоятельной работы при дифференцированном обучении.

          Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.

 

Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.

 

        Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:

1.Все ученики выполняют общее для всех задание;

2.Учитель дает инструктаж к выполнению заданий;

3.Используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

          Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.

Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.

Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.

 

            Индивидуальная самостоятельная работа та, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

 

4. Учет возрастных особенностей учеников при выборе методов обучения.

        Возрастные особенности учтены в программах, но есть ряд моментов при выборе методов обучения, которые придется учитывать самому учителю. Если в начальных классах основным методом устного изложения является рассказ-беседа, то в 5-ом классе преобладает уже беседа-рассказ, а к старшему школьному возрасту мы должны подготовить ученика к восприятию лекции.

Наглядные методы, как в начальных классах, так и в 5 классе имеют большие преимущества, но удельный вес их применения будет уменьшаться от младших классов к старшим.

Приемы познавательной деятельности репродуктивного характера к старшим классам все шире заменяются частично-поисковыми и проблемно-поисковыми. От младших к старшим классам растет удельный вес разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом, и уменьшаются виды работы, связанные с непосредственным изложением учебного материала учителем на уроке.

В стимулировании и контроле учебной деятельности от младших к старшим классам наблюдается уменьшение роли стимулирования занимательностью и, наоборот, увеличивается значение стимулирования с помощью познавательных затруднений.

Непосредственное управление учебной деятельностью еще преобладает в 5-ом классе, но постепенно должна возрастать степень и роль самоуправления учением со стороны учащихся, и эта роль должна увеличиваться к старшему школьному возрасту. Значит, есть необходимость учить детей самоконтролю, самоанализу, самоорганизации.

Темп преподавания должен постепенно возрастать, а как следствие увеличиваться объем учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке. С учетом роста работоспособности школьников постепенно увеличивается объем домашних заданий, в 5-ом классе до 2,5 часов в день.

В процессе обучения надо иметь в виду, что учебные возможности школьников развиваются с возрастом неравномерно. В начальных классах быстрое нарастание, а в 5-6 классах замедленное, затем опять нарастание в 7-8 классах, снова замедленное в 9, и ускорение роста в 7-9 классах.

В 5-ом классе отношение к учению изменчивое. Дисциплинированность колеблется. Наиболее часто явление учебной недисциплинированности обнаруживается в 5-6 классах. В этом же звене число учащихся с отрицательным отношением к учению резко возрастает.

Проведенная выше оценка особенностей возрастного подхода при использовании методов обучения позволяет сделать важный выводв 5-9 классах методы обучения должны быть максимально разнообразными, чтобы поддерживать высокую работоспособность учащихся в период, когда они испытывают повышенную утомляемость. Необходимо удовлетворять разнообразные меняющиеся интересы ребят, готовить их к интенсивным и трудоемким методам обучения в старших классах.

 

5. Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка

           Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы  по уровню обучаемости.

        Характерные особенности групп и задачи по работе с ними: 

1) Школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.

Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

Главная задача - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

2) Школьники со средними учебными возможностями.

При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.

Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.).

При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.

У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

 

       В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

 

 Виды дифференцированной помощи: 

- Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.

- Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

- Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

- Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

- Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.

- Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.

- Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

-Указание правила, на которое опирается задание.

- Указание алгоритма выполнения задания.

- Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

- Объяснение хода выполнения подобного задания.

- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

- Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

- Постановка наводящих вопросов.

Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.

 

Особенности дифференцированной работы на уроках. 

 

- Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

- Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

- Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

- Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

         Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).

         Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

 

Этапы урока

Класс группа

Содержание работы

Время

1

Весь класс

Совместная постановка цели, задач урока.

2 мин.

2

Весь класс

Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа).

3 мин.

3

1,2,3 группы

Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).

7 мин.

4

Весь класс

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

7 мин

5

Весь класс;1,2,3 группы

Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).

5 мин.

6

1,2,3 группы

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

8 мин.

7

Весь класс

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д.

8 мин.

8

Весь класс

Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.)

2 мин.

9

1,2,3 группы

Дифференцированное домашнее задание.

3 мин.

На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.

 

6. Технология опыта.

Дифференцированный подход в организации учебно-поисковой деятельности на уроках русского языка.

 

         Замысел работы заключается в том, чтобы показать, как возможно организовать дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.

         Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, следует подходить к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения являются следующие принципы: проблемности;  исследование изучаемых проблем и явлений; индивидуализация; создание мотивации;  взаимообучение.

           Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На уроках русского языка класс делится на 3 группы.

 

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.

 

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.

 

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.              Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.

 

  1. Дифференцированный подход  при подборе домашних заданий.
  2.  

      Он позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

Очень важно рационально организовать проверку домашнего задания. Она не должна занимать много времени, поэтому следует использовать разные способы проверки: самопроверку, взаимопроверку, слабых учеников целесообразнее учителю чаще проверять самому. Например, после изучения приставок ПРИ-, ПРЕ- проверила усвоение материала следующим образом: о значении приставки ПРИ- предложила рассказать слабому ученику, о значении приставки ПРЕ- задала вопрос ученику, посредственно занимающемуся, об особых случаях написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- вызвала рассказать сильного ученика.

 

  1. Дифференцированный подход для успешного усвоения нового материала.

 

      Здесь  важны подготовительные упражнения. Это диктанты, игры, самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.

       Объяснение нового чаще всего  проводится для всех одинаково. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Первоначально к доске вызываются 2-3 сильных ученика, которые выполняют задания по новой теме, проговаривают правило. Затем эти дети продолжают работать самостоятельно над дополнительными и обязательными заданиями, а к работе у доски подключаются более слабые. При подведении итога урока прошу сильного ученика сформулировать правило, после чего слабые должны его повторить.

      Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным.

 

3.Дифференцированный подход при закреплении изученного.

      Тщательно продумываю задания и их проверку. В этом помогают схемы, тестовые задания и другие.

Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся. Часто учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. Например, при закреплении темы «Причастие в 7 классе прошу ответить на простые вопросы из раздела «Контрольные вопросы» слабых учащихся, те, кто посильнее, подготовят ответы на вопросы из этого же раздела, но на такие, где надо поразмышлять, сравнить признаки. Сильные учащиеся готовят сообщения об истории изучения данной части речи разными учёными- русистами и пытаются объяснить, с кем из исследователей они согласны и почему.

 

4. Дифференцированные индивидуальные самостоятельные работы.

        При выполнении этих работ возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера. В работе широко использую компьютерные технологии. Ребятам предлагаются разные задания по изучаемой теме, выполнять которые они могут, используя компьютерные программы. Сильным ученикам будет предложено пройти тестирование самостоятельно, слабым -  с подсказкой справочной службы программы.

Приложение

Тема: « Фразеологизмы»

Класс:  6

Программа: Программы общеобразовательных учреждений.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цели:

1. Познакомить с понятием «фразеологизм», учить отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.

2. Развивать устную и письменную речь учащихся

4. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: 

Доска, фразеологические словари русского языка, компьютеры, принтеры, диски с программой,  цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

Самостоятельная деятельность: 

.

Контроль:

индивидуальный, фронтальный, выборочный.

Методы обучения:

беседа, метод наблюдения, самостоятельная работа.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

2. Сообщение темы урока. (Новая тема объясняется всем)

- Прочитайте вслух предложения, записанные на доске.

                          Костя на субботнике работал плохо.

                          Костя на субботнике работал спустя рукава.

               

                         Маша, когда мама полола грядки, бездельничала.

                          Маша, когда мама полола грядки, била баклуши

- Одинаковы ли по значению предложения, записанные на доске?

(Одинаковы)

- Какими словами они различаются?

(Спустя рукава, била баклуши)

- Что теряется при замене названных вами слов?

(теряется эмоциональная выразительность высказывания)

- Таким образом, в русском языке есть сочетания слов, которые по значению равны одному слову. Часто это значение не имеет ничего общего со значением слов, входящих в такое сочетание.

Например, «бил баклуши» обозначает «бездельничал»: этого значения не имеет ни глагол БИЛ, ни устаревшее слово баклуши. Первоначально значение этого выражения – «раскалывать основной чурбан на баклуши (чурки) для изготовления ложек и других мелких изделий.»

- Приведенные мною сочетания слов, равные по значению одному слову, называются фразеологизмами.

3.Изучение нового.

- Откройте учебник на странице 46. Прочитайте, что называется фразеологизмом.  

(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.)

(Первого спрашиваю сильного ученика, затем задаю этот же вопрос слабому)  

Далее при работе учащиеся делятся на 2 группы.

Сильные ученики работают с компьютером.

Слабые ученики получают задание поработать со словарем. Они должны найти толкование 2-3 фразеологизмов и выписать их в тетради.

После самостоятельной работы учащиеся делятся друг с другом своими наработками.

Вопросы для 1 группы.

- У вас в компьютеры на столах вставлены диски с программами. Выполните с

Жойлаштирди: Орипов Исобек Обиджонович
Кўриб чиқилди: 67
Video darsliklar: